Изменения в демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2022 года и новые пособия издательства
«Легион»
Наталья Аркадьевна Сенина
В 2021 году школы работали с утверждённой в 2020 году демоверсией ЕГЭ, по которой выпускники сдавали экзамен в текущем году.
Зимой 2021 года была опубликована перспективная модель (проект) для общественно-профессионального обсуждения.
25 августа 2021 года был опубликован проект демоверсии ЕГЭ 2022 года.
Структура перспективной модели по сравнению с текущей моделью 2021 года
Изменения Текущая модель 2021 года Перспективная модель
Количество заданий 27 28
Первичный балл 59 60
Задания Исключены 2 задания: 17 (обособленные члены предложения) и 19 (знаки препинания в сложноподчинённом предложении) Появились 3 новых задания: 1 (лингвистический анализ
текста),
2 (стили),
22 (способы развития мысли)
Структура демоверсии 2022 года (проекта) по сравнению с моделью 2021 года
Изменения Модель 2021 года Проект демоверсии 2022 года
Количество заданий 27 27 (не изменилось!)
Первичный балл 59 58
Задания Задание 1: информационная обработка текста Задание 1: НОВЫЙ ФОРМАТ - стилистический анализ текста
Задание 16: укажите два
предложения…;
Ответ:
максимальный балл - 2
Задание 16: укажите варианты ответов…;
возможное количество ответов от 2 до 4;
максимальный балл - 1
Задание 19:
сложноподчинённые предложения с одним придаточным определительным Задание 19: расширение языкового материала – сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными разных типов
Изменения в КИМ 2022 года по сравнению с КИМ 2021 года
1. Исключено задание 1, которое проверяло умение сжато передавать главную информацию микротекста. Вместо него включено новое задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста. Задания 2 и 3, которые связаны с микротекстом и выполнялись на его основе, сохранились.
2. В задании 16 изменилась формулировка, поэтому предполагается два и более ответов. Максимальный балл за его выполнение — 1.
3. В задании 19, которое традиционно было представлено сложноподчинённым предложением с одним придаточным определительным, появится сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными разных типов.
4. Уточнены нормы оценивания сочинения объёмом от 70 до 150 слов.
5. Изменён первичный балл за выполнение работы с 59 до 58.
Для успешного выполнения задания у экзаменуемого должны быть сформированы следующие умения:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения
(изучающим, ознакомительным, просмотровым);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
(Из Методических рекомендаций ФИПИ)
Задание 1
Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…
Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(По Л.И. Скворцову) (Из проекта демоверсии ФИПИ 2022 года)
Задание 1
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).
2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.
Задание 1
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.
5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.