Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 14 октября 2021 г.

 Изменения в демоверсии ЕГЭ  по русскому языку 2022 года  и новые пособия издательства 

«Легион» 

  

Наталья Аркадьевна Сенина 

 

В 2021 году школы работали с утверждённой в 2020 году демоверсией ЕГЭ, по которой выпускники сдавали экзамен в текущем году. 

 

Зимой 2021 года была опубликована перспективная модель (проект) для общественно-профессионального обсуждения. 

 

25 августа 2021 года был опубликован проект демоверсии ЕГЭ 2022 года. 

 

Структура перспективной модели по сравнению с текущей моделью 2021 года 

Изменения Текущая модель 2021 года Перспективная модель 

Количество заданий 27  28 

Первичный балл 59  60 

Задания Исключены 2 задания: 17 (обособленные члены предложения) и  19 (знаки препинания в сложноподчинённом предложении) Появились 3 новых задания: 1 (лингвистический анализ 

текста), 

2 (стили), 

22 (способы развития мысли) 

 

Структура демоверсии 2022 года (проекта) по сравнению с моделью 2021 года 

Изменения Модель 2021 года Проект демоверсии 2022 года 

Количество заданий 27  27 (не изменилось!) 

Первичный балл 59  58 

Задания Задание 1: информационная обработка текста Задание 1: НОВЫЙ ФОРМАТ - стилистический анализ текста 

Задание 16: укажите два 

предложения…; 

Ответ:              

максимальный балл - 2 

  Задание 16: укажите варианты ответов…; 

возможное количество ответов от 2 до 4; 

максимальный балл - 1 

Задание 19: 

сложноподчинённые предложения с одним придаточным определительным Задание 19: расширение языкового материала – сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными разных типов 

Изменения в КИМ 2022 года по сравнению с КИМ 2021 года 

1. Исключено задание 1, которое проверяло умение сжато передавать главную информацию микротекста. Вместо него включено новое задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста. Задания 2 и 3, которые связаны с микротекстом и выполнялись на его основе, сохранились. 

2. В задании 16 изменилась формулировка, поэтому предполагается два и более ответов. Максимальный балл за его выполнение — 1. 

3. В задании 19, которое традиционно было представлено сложноподчинённым предложением с одним придаточным определительным, появится сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными разных типов. 

4. Уточнены нормы оценивания сочинения объёмом от 70 до 150 слов. 

5. Изменён первичный балл за выполнение работы с 59 до 58. 

Для успешного выполнения задания у экзаменуемого должны быть сформированы следующие умения:  

различать разговорную речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы;  

определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;  

опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;  

адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);  

читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения 

(изучающим, ознакомительным, просмотровым);  

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;  

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. 

(Из Методических рекомендаций ФИПИ) 

Задание 1 

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.  

Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…  

Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. 

(По Л.И. Скворцову)                   (Из проекта демоверсии ФИПИ 2022 года) 

Задание 1 

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 

1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.). 

2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям. 

 

Задание 1 

3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.). 

4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.  

5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции. 

 

 

 


 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.